Советы для родителей
Учите малыша самостоятельности
Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях и детском саду, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка с взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения — сотрудничество. Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятие, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается. Отношение ребёнка к ровесникам также оказывает большое влияние на течение адаптации. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода. Таким образом, состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка — вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к ним. Протестируйте своего малыша А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые помогут вам понять, готов ли ребёнок психологически к поступлению в детское учреждение.- Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
- Как ведёт себя ребёнок при расставании и встрече с близкими?
- Любит ли малыш играть самостоятельно с игрушками?
- Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
- Проявляет ли он стремление к самостоятельности в быту (хочет сам есть из ложки, умываться, одеваться и пр.)?
- Охотно ли ребёнок выполняет поручения взрослых (убрать на место игрушки, принести что-либо, помочь в каком-то деле)?
- Как малыш реагирует на незнакомых взрослых?
- Как ребёнок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, готовность к общению или сторонится других детей?