Психологическая служба

В лицее функционирует психологическая служба. Основными целями ее является участие в формировании образовательного пространства как пространства развития личности, обеспечивающего благоприятные условия для успешного обучения, сохранения физического и психического здоровья, социально-психологического самоопределения на всех возрастных этапах, осуществление профилактики и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии.

Задачи психолога:

  • сопровождение детей в переходные периоды;
  • диагностика познавательных процессов (мышление, память, внимание) и эмоциональной сферы;
  • развивающими занятиями с подростками (7-11 класс) – развитие навыков общения, самопознания;
  • диагностикой профессиональных интересов и склонностей учащихся старших классов (8-11);
  • консультированием учащихся, родителей, педагогов.

Сотрудники кафедры медико-психологического сопровождения

Тахтай Анастасия Викторовна

Психолог

В 2021 году окончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности “Клиническая психология” (образование – высшее, специалитет).

В 2017 году проходила обучение на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова по программе дополнительного образования “Аддикции в современном обществе”.

В 2020-2021 году прошла подготовку по программе освоения нарративной практики (первый и второй блок).

В 2021 году прошла подготовку по работе с травмой в рамках нарративной практики.

В 2022 году прошла подготовку по работе с метафорой клиента в рамках нарративной практики.

В 2022 году прошла курсы повышения квалификации по программе “Детская и подростковая релаксационная терапия”.

В 2023 году прошла курсы повышения квалификации по программе “Практическое применение арт-терапии. Базовый курс”.

В своей работе руководствуюсь принципами из Этического Кодекса психолога, а также аксиомой “каждый человек уникален и неповторим, и потому – беспредельно ценен”.

Чеганова Наталья Вячеславовна

Педагог-психолог

В 2003 году окончила Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова по специальности “Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)”, специализации: педагог-психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии; дошкольная логопедия.

В 2019 году прошла обучение в АНО ДПО ” Московская академия профессиональных компетенций” по программе ” Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия”.

В своей работе руководствуется принципом: ” Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми” (Оскар Уайльд).

Кафедра медико-психологического сопровождения учащихся, важным звеном которой является психологическая служба, ставит перед собой следующие задачи:

  • внедрение эффективных психологических технологий в практику образования;
  • стимулирование иновационно-образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий, переориентация с учебных на развивающие цели;
  • использование средств автоматизации, компьютеризации для осуществления комплексной диагностики школьников;
  • участие в создании условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром, саморазвития, самовыражения с целью формирования творческой индивидуальности;
  • использование принципа гуманизации и сотрудничества в выстраивании взаимоотношений между детьми, педагогами, родителями в школьной ситуации развития;
  • составление заключений и рекомендаций по материалам исследовательских работ с целью ориентации родителей и педагогов в проблемах личностного развития детей;
  • рациональное проведение досуга, организация культурных мероприятий;
  • коррекция дефектов речи;
  • поддержание физического здоровья, профилактические мероприятия;
  • предупреждение психологических перегрузок, невротических срывов у детей в образовательном учреждении;
  • периодическое обсуждение актуальных вопросов на медико-психологических консилиумах и открытых заседаниях кафедры.

Основными направлениями работы являются оказание различного вида психологической помощи:

  • коррекционно-развивающей,
  • реабилитационной,
  • консультативной (учащимся, родителям, педагогическому коллективу).

Для этого проводится диагностика различного профиля и назначения, в том числе дифференциальная, направленная на установление различных отклонений в психическом развитии, имеющих преимущественно медицинскую природу; профессиональной ориентации; готовности к обучению на каждом этапе развития, соответствия возрастным нормативам; по предупреждению психологических перегрузок, невротических срывов; характерологических особенностей, интересов, склонностей и т.д.

Служба своевременно информирует всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей (электронная почта) о результатах психодиагностики с дачей конкретных рекомендаций с целью обеспечения полноценного психического развития, индивидуализированного подхода к каждому ребенку.

Психолого-педагогические заключения и рекомендации на основе комплексного обследования обучающихся, адресованные педагогическому коллективу, дают возможность ориентировать его в проблемах личностного, социального развития каждого воспитанника, показывают пути психолого-педагогической коррекции.

Используя утвержденные программы, проводятся развивающие и коррекционные занятия в классах и индивидуально («группа риска»). Осуществляется работа по созданию благоприятного психологического климата в коллективах, а также профилактика вредных отклонений и привычек.

Психологи в детском саду

В детском саду проводятся игровые групповые занятия по развитию различных психических функций:

  • речь,
  • внимание и память,
  • тонкая моторика руки,
  • воображение,
  • самоконтроль,
  • произвольность и т.д., а также направленные на регуляцию различных эмоциональных состояний и общей активности.

Осуществляется индивидуальная коррекционно-развивающая работа с отдельными детьми в соответствии с имеющимися проблемами.

Проводится диагностика тревожности, страхов, настроения, отдельных характерологических особенностей, развития мышления, речи, внимания, памяти, произвольности.

Психологи в младшей школе

В младшей школе осуществляется мониторинг познавательных функций:

  • интеллектуальные операции,
  • память,
  • внимание,
  • моторика.

Ежемесячно также все дети подвергаются разносторонней психодиагностике, например, по таким параметрам как творческие способности, смысловая техника чтения, воображение, самооценка, мотивация учения и т.д., а также характерологические особенности, тревожность, утомляемость и др. Это дает возможность осмыслить различные аспекты школьной приспособляемости и с большей эффективностью проводить обучающую и воспитательную работу.

В отдельных случаях оцениваются эмоциональные и поведенческие отклонения, нарушения формирования личности для создания наиболее благоприятных условий обучения с учетом личностных особенностей.

Систематически проводится как групповая, так и индивидуальная работа («группа риска») по широкому спектру проблем этого возраста.

Психологи в средней школе

Основными направлениями работы психологической службы в 5 – 8-х классах является мониторинг познавательной деятельности (мышление, память, внимание), а также особенностей личностного развития.

Ежемесячная диагностика включает в себя изучение различных функциональных возможностей и состояний, личностных особенностей и ориентаций. Это может быть, например, самооценка, полимотивация учебной деятельности, развитие творческих способностей, установление ведущих анализаторов, системы взаимоотношений в классе, самочувствия, настроения, тревожности, активности, характерологических особенностей и акцентуаций характера и т.д.

Отдельно исследуются случаи невротического развития личности, астенических проявлений и других проблем, сопровождающих этот возрастной период.

Проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия и тренинги, направленные на формирование интереса к себе, овладение способами регуляции эмоциональных состояний, развитие мотивационной сферы, рационализацию режима работы и проведения досуга, профессиональному самоопределению и т.д.

Психологи в старшей школе

В 9 – 11 классах в работе с представителями юношеского возраста акцент делается на максимальный учет индивидуальности, реальной помощи в осуществлении того или иного выбора. С этой целью, например, осуществляется актуальная для этого возраста диагностика профессиональных ориентаций, учитывающая широкий комплекс особенностей развития каждого. Итогом ее является детальная консультация с указанием конкретных вариантов по выбору профессии с предоставлением письменной выписки результатов диагностики.

Учитывая, что в дальнейшем многих ждут многократные экзаменационные испытания, проводится профилактическая работа по обучению психотехникам, полезным в процессе подготовки и сдачи экзаменов, а в учебном процессе позволяющих максимально развивать умственные и творческие потенции, свою индивидуальность перед вступлением во взрослую жизнь, намечать в ней разумные цели.

Осуществляется также мониторинг развития интеллектуальных операций, различных видов памяти.

Детальному анализу ежемесячно подвергается ряд диагностируемых показателей, например, таких как природные особенности деятельности, ведущая репрезентативная система, уровень креативности, мотивация достижения, социальная фрустрация, темперамент, полимотивация и др. Проводятся групповые тренинговые и развивающе-коррекционные занятия. Большое значение придается проведению индивидуальных консультаций.

Профессиональные интересы:

  • групповая работа с подростками (занятия, направленные на самопознание и саморазвитие)
  • профориентация
  • сказки и сказкотерапия
  • особенности формирования учебной деятельности

Диагностика:

Включает в себя проведение групповое и индивидуальное тестирование учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.